Translate

пятница, 20 декабря 2019 г.

Опасная похвала

Опасная похвала:

1) Слишком обобщающая, всеохватывающая похвала может накладывать неоправданное бремя, давление жить согласно чьим-то ожиданиям, нереалистичным стандартам. 
Например: "Ты всегда так мила и помогаешь во всем".

2) Слишком много похвалы с оценочными суждениями учит детей, что "хорошо" = "радовать других", а плохо = вызывать недовольство других.
"Какая хорошая девочка"...
Когда не получается завершить какое-то желаемое взрослыми действие, дети думают, что они плохие. Дети могут вырасти с повышенным чувством вины, если что-то делают "не так", ошибаются или слишком осуждающими, критиканами, или неуверенными,  обидчивыми, безынициативными, боящимися осуждения, ошибиться.

3) Похвала, которая делает акцент на том, что вы думаете или чувствуете о поведении ребенка учит дитя искать одобрения, согласия.
Когда мы хвалим ребенка, чтобы заставить вести его хорошо, эта похвала имеет обратные последствия, т. к. это форма получения, а не отдачи.
Родитель может сказать: "Мне понравилось, как ты вел сегодня в гостях" или "Я горжусь тобой, когда ты приносишь хорошие оценки из школы" в надежде получения нужного взрослому поведения и результатов в будущем. 
Но посыл, который ребенок получает при этом: "Меня любят только, когда я получаю хорошие оценки", а когда я веду себя не так, как хотят взрослые, я плохой. В будущем такой ребенок боится сказать нет, живет жизнью и желаниями кого угодно, только не себя, забыв вообще кто я и для чего я воплотился в этом мире, чего угодно нашей душе.

4) Хваля чадо только за конечные результаты, упуская из виду предпринимаемые усилия по достижению целей, обесцениваются усилия. Эффективнее каждому родителю представить себя болельщиком футбольной команды и подбадривать во время выполнения работы и хвалить за само намерение, отдельные шаги и усилия.

5) Хваля дитя, сравнивая его с другими, учим его тому что, чтобы тебя оценили нужно быть особенным.
"Я так горжусь, что ты написала сочинение на 5. Отличная работа! Никто в нашей семье не мог так писать!" Такое сравнительное утверждение говорит: "Я хочу только лучшее", ведет к тому, что чадо тратит всю энергию в попытках удовлетворять завышенные ожидания, к перфекционизму.
Когда мы сравниваем детей друг с другом, мы формируем конкуренцию, соревнование, ведем к разделению людей, конфликтам вместо взаимодействия.
Сравнение может помочь получить, что хочет взрослый в данный момент, но в долгосрочной перспективе- это семя войны.
Сравнение - это энергетический убийца.
Почувствуем разницу между посланием "сделай хорошо" и попыткой победить, быть первым. 
1-е - в конечном итоге подбадривание, одобрение, 2 - в конечном итоге обескураживающе, может приводить в замешательство и растерянность.
Всем знакомы такие люди, которые озабочены получением одобрения, одержимые победой, старающиеся все сделать совершенно, отрицающие право ошибаться, боявшиеся быть собой из страха потерять любимых - результат опасной похвалы, полученной в детстве. 
Многие передают неосознанно эти штампы, образцы своим детям.

И опять же не виним себя, помним про наше законное право ошибаться и учиться, менять себя во благо всех.
И первый шаг к изменениям - это реалистично посмотреть правде в глаза на то, что есть и сформировать намерение.

После этого уделяем внимание двум направлениям:
1. Замечаем наших детей, мужей, родителей, бабушек, сестер и братьев, да и вообще всех людей, но не выносим никакие суждения. Даем им обратную связь в виде описания их усилий, действий.
"О, ты делаешь стойку на руках!"
"Ты набираешь скорость при проходе на руках на перекладине."

2. Обращаем внимание детей, мужей, ... на удовольствие, удовлетворение от самого процесса, нежели от ощутимого результата или награды.
"Чувствуешь, как приятно кровь приливает к голове во время стойки на руках?"
"Как радостно, когда перемещаешься в пространстве на руках, да?" 
Вместо оценивающих "О классно!" или "круто", которые приводят в будущем к вопросу и беспокойству, "хорошо ли я делаю...".

Отзеркаливание видимого - отличный способ одобрения, дающий свободу выбора исполнителю самому оценить свои действия и усилия.
Начинаем отзеркаливание или описание с местоимения "ты" или еще лучше - имени:
"Ангелина, я вижу, ты залезла в машину и пристегнулась ремнем!" 
"Ты уже оделась сама и готова к выходу!"

Затем описываем точно, что мы видим, как камера. Перед тем как говорить, задаем себе вопрос "может ли камера записать, что я собираюсь сказать". Если нет, это оценка. 
Например: "Спасибо, доченька, за то что ты так самостоятельна и организована". Камера это отразить не может, поэтому перефразируем: "Ты играла самостоятельно полчаса, это независимость."
Эффективнее указывать детали, т. к. дети воспринимают мир образами.
"Ты выполнил домашнюю работу и сделал проверку. Это ответственность."
В конце добавляем ярлык, который описывает качество или ценность, которые мы отмечаем и соответственно, поливаем семя, заложенное изначально в каждом из нас. 
Куда вода (внимание), там и растет, и процветает.

Это позволяет вырастить спокойного, счастливого, творческого ребенка, который делает мудрые выборы и несет ответственность за них.

Комментариев нет:

Отправить комментарий