Когда идентифицируем свои чувства, проводим различие между описаниями чувств и мыслей о чувствах. Например, как вы себя чувствуете сейчас?
Вы ответили словом, описывающим чувства: счастливо, грустно, любопытно...?
Если ответ звучал без использования слова-чувства, то это была мысль.
Когда мы чувствуем одно, а думаем о другом, мы в замешательстве.
Когда мы выравниваем мысли с чувствами, мы центрированы и можем общаться эффективно с другими.
Эмоции - это энергия в движении.
Если не научиться их чувствовать, проживать, идентифицировать и выражать словами, то они будут или скапливаться внутри, вызывая болезни, или мы будем взрываться, как дети в истерике. Этот выбор за нами.
Эмоции - как погода, разные и непостоянные, приходят и уходят.
Используем силу принятия - момент такой, какой есть. Мы не плохие, если нам грустно или тоскливо - просто идет дождь и все.
Никогда не говорим другим, как они должны себя чувствовать! Определяем свои чувства и эмоции и работаем над мыслями, вызывающими их
Эмпатия - это игра в зеркало, отражающее и выражающее:
1) Что мы видим. Например, если малыш топает ногами, мы также топаем или говорим "я вижу: ты топаешь ногами".
Вы ответили словом, описывающим чувства: счастливо, грустно, любопытно...?
Если ответ звучал без использования слова-чувства, то это была мысль.
Когда мы чувствуем одно, а думаем о другом, мы в замешательстве.
Когда мы выравниваем мысли с чувствами, мы центрированы и можем общаться эффективно с другими.
Эмоции - это энергия в движении.
Если не научиться их чувствовать, проживать, идентифицировать и выражать словами, то они будут или скапливаться внутри, вызывая болезни, или мы будем взрываться, как дети в истерике. Этот выбор за нами.
Эмоции - как погода, разные и непостоянные, приходят и уходят.
Используем силу принятия - момент такой, какой есть. Мы не плохие, если нам грустно или тоскливо - просто идет дождь и все.
Никогда не говорим другим, как они должны себя чувствовать! Определяем свои чувства и эмоции и работаем над мыслями, вызывающими их
Эмпатия - это игра в зеркало, отражающее и выражающее:
1) Что мы видим. Например, если малыш топает ногами, мы также топаем или говорим "я вижу: ты топаешь ногами".
2) Что по нашим догадкам чувствует ребенок.
Дети не рождаются с навыками управления эмоциями и чувствами. Они пытаются передать то, что они чувствуют, чтобы мы чувствовали, что они испытывают.
Когда мама раздражена, высоки шансы того, что и ребенок раздражается.
Если сложно идентифицировать, что именно чувствует ребенок, реагируйте на свои собственные чувства и проживайте по системе УДАР, описанной в одном из постов здесь или Любить все что есть и как есть
Обратите внимание на язык тела ребенка (или того с кем вы прорабатываете отношения), невербальные средства общения. Не слишком полагаемся на слова. Они могут пытаться завуалировать ситуацию типа "все в порядке". Слушаем чувства, стоящие за словами и реагируем на них: "Ты, кажется, злишься".
Не задаем вопрос "Как ты себя чувствуешь?"
Цель вопроса - выяснить инфо, включается мозг. А наша цель отражения - поднять самоосознавание.
Избегаем вопросов: "Ты довольно грустный, да?" Или "Почему ты злишься?"
В то же время оставляем пространство для ребенка сделать корректировку нашей догадки.
Избегаем фраз:
- ты, должно быть, грустишь;
- я знаю, ты злишься;
- ты злишься.
Больше помогает: "ты, кажется, злишься".
Избегаем намерения прекратить злость как можно скорее, избавляемся от ожидания, что отраженные чувства моментально исчезнут, и ребенок сразу же станет прыгать от счастья.
Чувства не должны быть "исправлены". Они не могут быть неправильными или опасными. Чувства - это часть нашей человечности, помогают нам расти и учиться. Без них жизнь пуста.
Все чувства божественны! Дайте им право существовать.
Корректировки требует только способ их выражения в некоторых случаях.
3) Что слышим. Слушаем, что говорит чувствующий, и суммируем, перефразируя сущность вопроса.
Если просто повторять сказанное, для малышей пойдет, я использовала как момент для изучения второго языка, т. е. если доча мне на английском объясняет что не по ее, то я ей то же самое - на русском.
Но вот если для детей постарше просто повторять, что они сказали, то ими эта игра в попугая может быть не оценена.
Пример:
Дите: "Ты не можешь меня заставлять чистить мои зубы."
Родитель: "Ты хочешь чтобы я знала, что для тебя важно быть ответственным за заботу своих зубов."
Дите: "Да."
Родитель: "Чтобы заботится о своих зубах, нужно их чистить после каждого приема пищи, ну хотя бы 2 раза в день. Когда ты сегодня будешь их чистить?"
Но вот если для детей постарше просто повторять, что они сказали, то ими эта игра в попугая может быть не оценена.
Пример:
Дите: "Ты не можешь меня заставлять чистить мои зубы."
Родитель: "Ты хочешь чтобы я знала, что для тебя важно быть ответственным за заботу своих зубов."
Дите: "Да."
Родитель: "Чтобы заботится о своих зубах, нужно их чистить после каждого приема пищи, ну хотя бы 2 раза в день. Когда ты сегодня будешь их чистить?"
Для детей дошкольного возраста можно суммировать так: "Твое выражение лица говорит, что ты хотел это сделать сам."
Относительно помощи осознания необходимости чистки зубов в нашем случае помогла фраза: "Ты можешь чистить только те зубы, которые хочешь сохранить."
Если малыш пинает дверь, родитель: "Твоя нога говорит: пойдем." или "твоя нога говорит: я злюсь".
Не обязательно всегда использовать все три составляющих эмпатии, но вкупе они всемогущи!;)
Критичный момент эмпатии - намерение его использования.
Если мы намерены заставить ребенка прекратить какие-либо действия или проявление чувств определенным образом и мы используем эмпатию как манипуляцию, тон нашего голоса, часто саркастический, выражение лица выдадут наш мотив.😝
Эмпатия идет от силы принятия. Сначала полностью принимаем, где близкий сейчас, в каком состоянии, и с намерением помочь прожить эти чувства, идентифицируем их, называем, причем говоря из сердца, души, только потом, как по волшебству прийдет от близкого желание к сотрудничеству.
Здесь хочется напомнить, что очень часто дети проявляют эмоции, спрессованные и, возможно, неосознанные, у их родителей.
Т.е. помогают родителям. Тогда задача родителей не только научить ребенка экологично проживать их, но и самим принять и трансформировать свою теневую сторону, освобождаться от прошлого опыта, связанного с подобными чувствами, менять свое мировосприятие, чтобы дитю не приходилось отзеркаливать тень предков.
То же самое относительно супругов и других лиц, поднимающих в нас то или иное состояние.
Причем семейная система, включающая 7 поколений предков, всех их любовных связей, жертв и агрессоров, исключенных по тем или иным причинам членов рода, просто ищет выход через нас и наших детей тем или иным эмоциям и чувствам, состояниям, которые не были полностью прожиты и проявлены вышеперечисленными членами рода. И мы из лояльности, безусловной любви к роду, несем неосознанно груз, от которого можно освободиться.
Я признаю ценность каждого из этих опытов моих предков в прошлом, отдаю их им, принимая тотально, безоценочно, не осуждая ни один из вариантов проживания, сливая их в одно целое, выдыхаю из себя необходимость лично проживать такое... или проживаю спокойно, включив стороннего наблюдателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий