Translate

пятница, 10 января 2020 г.

Награды и наказания. Последствия

Награды и наказания - последствия, которые родители используют чтобы манипулировать поведением детей.

Некоторые взрослые приравнивает награды и наказания к дисциплине.
И думают, что дисциплина без них невозможна. Пример: "закончи домашнюю работу сразу после школы, иначе тв не будет сегодня". Или "за каждую 5-ку - 100 руб, за 4-ку - 50."

Система наград и наказаний основана на оценивании родителями детского поведения как "хорошо" и "плохо", и выражение оценки. Когда взрослые полагаются все время на наказания и награды, дети становятся зависимыми от оценок окружающих, мнение других становится основой их моральных решений, отдают контроль в руки кого-либо. Такие дети вырастают во взрослых, думающих о том, что другие хотят от них и что они получат за это взамен.
Используя систему награды и наказания, родители не обучают необходимым навыкам хорошего поведения, навешивая на детей чувство вины из-за несоответствия родительским ожиданиям.

Существует другой тип дисциплины - последствия.
Последствия помогают детям думать об эффекте их выборов и делать выводы о мудрости тех выборов.
Это растит ответственность, обучает на своих ошибках.

Награды и наказания основываются на осуждении, оценках; последствия - на размышлении.
Последствия могут принимать форму естественных последствий, вмененных последствий, или решение проблемы. Дети, прошедшие опыт таких последствий развивают собственный внутренний компас для моральных выборов.

Эффективность последствий зависит от нашего намерения: наказать или научить.
Все из нас получали опыт последствий собственного поведения.
Например, вы переели. П
оследствия неприятные, при этом многие продолжают это делать.
В другие моменты мы действительно учимся на опыте, обещая себе: "Все, больше я так не буду" и сдерживаем обещание.
Что же определяет, изменим мы свои выборы или будем продолжать наступать на те же грабли? Ответ лежит в характере намерения.


Когда мы применяем последствия к себе с карательным или разрешающим намерением, мы блокируем нашу способность размышлять и учиться. Это тянет за собой чувство вины или обвинения других. Что в свою очередь закрывает дверь к позитивным изменениям, т. к. направляет внимание на поиски что не так, вместо того чтобы искать решения.


Например, у меня было намерение стать праноедкой, но я продолжаю делать выбор в пользу еды материальной, разрешаю себе "проказничать", отмазываясь тем, что святой дух все переварит. Делаю практику-визуализацию "Совершенное здоровье - совершенное равновесие - идеальный вес - идеальный облик". И это работает!😉 😍😌Я наслаждаюсь едой материальной, откидывая свою мечту на задний план. При этом продолжаю любить и благодарить свое тело за всю работу по выведению отходов. И оно справляется чудесным образом! (Сила позитивного намерения)
И в то же время у меня были моменты, когда я сказала категорическое "нет" многим продуктам, через размышление, осознавание почему мне они не нужны, честный анализ как я себя чувствую после употребления их. Их я больше не ем, необходимость в них отпала. И именно те моменты сделали меня сильнее, увереннее, создали опыт успешности нового поведения. Результаты радуют и вселяют веру в то, что и следующая мечта будет исполнена.) Есть четкое понимание, что чтобы ее достичь надо начать выбирать другое. И точно знаю, что когда я буду к этому готова, и это прийдет.

Когда мы применяем последствия с целью заставить ребенка почувствовать себя виноватым, мы направляем его внимание на несоответствие. Тогда:
1) ребенок ругает самого себя и чувствует какой он отвратительный;
Или
2) обвиняет других за грубость, чтобы защитить себя и не чувствовать плохо.
Ни один из этих вариантов не вдохновляет на размышления.

Некоторые родители думают, что если ребенок почувствует себя плохо после проступка, он не будет так больше себя вести. Это миф.
Для управления собой детям необходимо узнать как он себя чувствует, а не то, что другие думают, что он должен чувствовать. Тогда они учатся доверять своим собственным чувствам, которые будут вести его всю жизнь. Личность без доступа к своим собственным чувствам - как корабль без руля.

Разрешительное намерение имеет целью спасти ребенка, это когда не применяются последствия с целью защитить ребенка от естественного дискомфорта в результате его выбора.
И это тоже блокирует обучение на своих ошибках.

Когда наши намерения карательные или разрешительные, нашей конечной целью является контроль: диктуем чувства, которые дите должно чувствовать, или закрываем его от чувств, которые он испытал бы.
Обе позиции обрубают чувства, которые естественно возникают вследствие его выборов. Происходит подмена чувств родителем, почему-то решившим, что ему лучше знать, что надо отпрыску. 👀

Чтобы научить, фокусируемся на:
- том, что действительно произошло (например: ты съела сахаросодержащую продукцию);
- на тех аспектах личности, которые мы хотим развить (ты можешь это пережить и научиться чему-то новому: ТЫ МОЖЕШЬ стать более осознанной и делать более мудрые выборы);
- на том, о чем мы хотим, чтобы ребенок поразмышлял (его чувства нереализации мечты и его собственное желание делать другой выбор в следующий раз
: как ты чувствуешь, как этот продукт влияет на твое настроение, энергетический уровень, ...);
- и чему научился (не позволять желаниям языка, паразитов брать вверх над нашими целями).
Говорим при этом: "Ты, кажется, расстроена. Ты снова съела то, от чего хочешь отказаться навсегда. Это влияет на твою самооценку, ты испытываешь чувство вины, что снова не смогла удержаться? Это неприятное состояние."

Осознанность при выборе намерения (наказание или обучение) во время назначения последствия определяет эффективность последствий.


Если мы используем последствия с намерением наказать или спасти, ребенок будет избегать ответственности за свои действия, прибегая к следующим паттернам:

- Обида, возмущение. Он будет сравнивать свое поведение с поведением других и обращать внимание на то, почему его поймали, а других нет.
"Это несправедливо", "ты груб".

- Месть. Ребенок будет стараться отомстить тому, кто наказывает, или кого он обвиняет в своей проблеме.
"Я покажу ей", "Я просто провалю экзамен, и тогда она пожалеет",
"Все, я никогда не буду убирать свою комнату".

- Сопротивление, бунт. Ребенок старается не быть пойманным.
"Я сделаю то, что хочу и просто буду более осторожным, чтобы меня не поймали в следующий раз".

- Заниженная самооценка, ребенок старается угодить всем.
"Я, должно быть, действительно плохой и заслуживаю наказание", "мне нужно стараться лучше, чтобы быть хорошим (для кого-то)".

- Апатия. Ребенок фокусируется на избегании других.
"Я сдаюсь. Я не могу победить, так зачем пытаться? Я хочу чтобы меня оставили в покое."

Как часто вы замечаете у себя такие паттерны? Видите связь между дисциплиной, полученной вами в детстве и вашими текущими мыслями и состояниями?

Дисциплина - не техника для использования на детях. Это образ жизни, моделируемый для детей. 💗


Комментариев нет:

Отправить комментарий